Адаптация первоклассников в школе скачать
На что надо обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
МАТЕМАТИКА
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
ЧТЕНИЕ
К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” — кидаете вы ему мяч, “белый” — бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Проблемы современных детей
Современные дети отличаются от тех детей, которые росли каких-то 20 лет назад. Психологи даже говорят, что есть отличия между детьми с небольшой разницей в возрасте — 3-6 лет. Это связывают с быстрым темпом нашей жизни, когда все стремительно меняется, развивается, многие традиции уходят в прошлое, техника полностью меняет уклад и психологию человека.
Ко всему этому приспособились далеко не все взрослые, а без их поддержки и направления невозможно гармоничное развитие детей.
Учителя и воспитатели одними из первых замечают изменения в поведении и характере детей. За годы их практики перед ними проходят сотни детей и родителей. Многие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются сегодняшние семьи, не уникальны. Педагоги призывают родителей быть более внимательными к своим детям, уделять больше времени общению в кругу семьи, физическому развитию, при этом не забывать, что все хорошее в меру.
Самые распространенные трудности, с которыми сталкиваются наши дети:
дети не умеют завязывать шнурков. Может кому-то это покажется несущественным, но это умение показывает, насколько развита мелкая моторика у ребенка. Отсюда идут и другие проблемы: не могут аккуратно складывать вещи, не могут собрать портфель, возникают проблемы с речью. А ведь научиться завязывать шнурки ребенок должен до трех лет! Но сложность еще и в том, что сейчас очень много одежды, где шнурки, бантики заменяются липучками, так как с ними проще. Поэтому педагоги советуют родителям дополнительно заниматься с ребенком завязыванием бантиков, узелков из шнурков, ленточек, чтобы отработать этот навык;
очень много детей с нарушением речи и задержкой психического развития. К началу школы многие имеют маленький словарный запас, плохо выговаривают отдельные звуки, невнятно разговаривают. Во многих случаях всего этого можно было бы избежать, если бы родители не только больше разговаривали с детьми с самого рождения, но и делали это правильно. Детскую речь развивают забытые молодыми родителями потешки, пестушки, скороговорки, простые детские стишки таких классиков, как Барто, Чуковский, Заходер и др. Обязательно надо читать с детьми, рассказывать им истории. Слабое развитие артикуляционного аппарата также часто возникает из-за того, что мамы долгое время дают детям перетертую, мягкую пищу. Для того чтобы ребенок четко произносил звуки, полезно грызть морковь, яблоки, побольше жевать;
детям трудно дается концентрация внимания, они быстро бросают начатое дело и переключаются на другое, но тоже не доводят его до конца. Они не сразу реагируют на просьбы взрослого, на что часто жалуются родители. Такие дети не могут дождаться конца урока, они вертятся и отвлекают других, не слышат замечаний учителя. У них могут быть хорошие способности к учебе или к творческой деятельности, но из-за своей неусидчивости они не реализовываются полностью; у детей пропала тяга к знаниям, их природная любознательность. Учителя все время придумывают новые методы, как заинтересовать своих учеников, но чем дальше — тем труднее становится конкурировать с компьютерными играми и телевизионными передачами;
дети стали более чувствительными. Буквально небольшое недоразумение или неудача могут нарушить их эмоциональное состояние, вызвать бурный конфликт, слезы или потасовку. Одни боятся отвечать на уроках, даже если хорошо знают ответ, другие — постоянно привлекают к себе внимание любыми доступными им способами.
Психологи отмечают, что у всех этих проблем похожие причины. Практически каждая семья так или иначе с ними сталкивается:
Как уже отмечалось, это неразговорчивость родителей. Необходимо каждый день уделять время общению с сыном или дочерью, рассказывать, как у вас прошел день, интересоваться, что нового и интересного узнали они, читать с детьми, особенно с дошкольниками. Установите с ребенком доверительные отношения, общайтесь, и многие проблемы (не только связанные с речью, но и эмоциональные, психологические) разрешатся сами.
Информационный поток, который обрушивается на ребенка с рождения. Это и телевизор, и радио, и компьютер. Это очень серьезная проблема современного мира. Кроме огромного влияния на психику ребенка, его поведение, компьютер и телевизор предлагают ему готовые ответы на любые вопросы. Ребенку не надо ничего искать, ставить эксперименты, исследовать. Новости, реклама, видео, картинки, передачи перенасыщают мозг ребенка, он быстрее устает, не может концентрироваться, появляется апатия. Конечно, технологии открывают нам новые возможности, но ребенку крайне важно научиться исследовать окружающий мир. Не заменяйте чтение книг на просмотр мультфильмов, активные уличные игры на компьютерные, разговор на общение по Интернету. Родителям необходимо найти свою золотую середину в использовании современных технологий в воспитании детей, делать разумные ограничения и твердо следовать своей линии.
Сложная беременность и роды могут также вызвать проблемы в поведении ребенка в будущем. Таким родителям надо быть более чуткими и внимательными к своим детям, при серьезных отклонениях — обращаться за помощью к специалистам.
Отношения внутри семьи во многим определяют эмоциональную стабильность детей. Если в семье часто происходят бурные размолвки, ссоры или царит молчаливое напряжение между ее членами, то дети считывают все безошибочно. Одни начинают часто болеть, другие капризничать и истерить, некоторые замыкаются в себе.
Воспитывать детей всегда непросто. Каждое поколение сталкивается со своим трудностями и заботами. Не все могут контролировать родители, не всегда могут уберечь от плохого влияния или грубых слов своих детей, но они и только они закладывают основу для развития ребенка. Семья дает ребенку базу, на которой он построит свое взаимодействие с окружающим миром.
«Тест для родителей» ( будущих первоклассников)
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
- Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? - Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
- Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам? - Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
- Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
- Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
- Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
- Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
- Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.