Проект «Центр развития компетенций «PROэкология»

Проект «Центр развития компетенций «PROэкология» по созданию инновационной образовательной экосистемы   в естественно-научной области для формирования и развития компетенций естественнонаучной грамотности и проектного мышления через реализацию модели непрерывного экологического образования/воспитания, включенность обучающихся в практико-ориентированную деятельность в сетевом взаимодействии с организациями разного уровня (Паспорт проекта Просмотреть)

Достижения по проекту (Просмотреть)

Публикации по проекту (Просмотреть)

  1. Материалы о реализации проекта, отобранного в рамках конкурсного отбора в 2022 году на право получения грантов в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.05.2022 № 455

2.1    Информация об ответственных за реализацию проекта (Просмотреть)

2.2    Оборудование по проекту (Просмотреть)

2.3    Фотографии учебных лабораторий (Просмотреть)

2.4    Педагоги, работающие в проекте (Просмотреть)

2.5 Обучение педагогов на курсах повышения квалификации в рамках проекта (Просмотреть)

2.6 Мероприятия

  • Принимали участие педагоги, работающие в проекте (Просмотреть)
  • Посещенные обучающимися предпрофессиональных классов (Просмотреть)
  • Проводимые образовательной организацией в рамках реализации проекта: день Земли (Просмотреть)

2.7 Наличие достижений обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиадах и конкурсах, включенных в федеральных и региональный перечень по выбранному направлению реализации проекта (Просмотреть)

Итоги заключительного этапа Кейс-чемпионата «Зеленые технологии» (Просмотреть)

2.8   Партнеры (Просмотреть)

2.9   Сведения о выпускниках (Просмотреть)

2.10 Количество обучающихся предпрофессиональных классов (Просмотреть)

2.11 Освещение проекта в сети «Интернет» и (или) СМИ (медиа-план проекта) (Просмотреть)

Проект «Центр развития компетенций «PROэкология». Проект, реализуемый на средства гранта Правительства Санкт-Петербурга.

Презентация скачать

 МЕРОПРИЯТИЯ В КОТОРЫХ УЧАСТВОВАЛИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ

17.10.2024 года на базе ГБОУ школы № 376 Московского района Санкт-Петербурга состоялся городской семинар «Проектно-исследовательская работа по экологии в общеобразовательной школе мегаполиса» Организаторами выступили СПб АППО им. К.Д. Ушинского (кафедра педагогики, окружающей сред, безопасности и здоровья человека) и ГБОУ школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга.

 Целью семинара было знакомство педагогов с современными технологиями и методами проектной и исследовательской работы экологической направленности в условиях природно-антропогенной среды крупного мегаполиса. Выявление и транслирование успешного опыта школ города по реализации проектной и исследовательской деятельности по экологии.

Открыл семинар Филиппов Евгений Александрович, заместитель директора ГБОУ школа №376 Московского района Санкт-Петербурга, к.п.н. с темой доклада «Экологическое образование в городской школе: использование пришкольной территории и городских экологических троп». Далее слово было предоставлено модератору семинара, доценту кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО им. К.Д. Ушинского, к.п.н. Тутыниной Елене Владимировне, которая ознакомила участников со спецификой разработки школьных проектов экологической направленности в условиях мегаполиса.

Программа предусматривала работу участников на двух секциях:    

Секция 1. «Специфика разработки и реализации экологических проектов в городской школе».

Секция 2.  «Практико-ориентированная деятельность в школе как средство реализации метапредметного подхода в экологическом образовании».

ГБОУ школа № 403 участвовала в работе второй секции, где представляла опыт своей работы в реализации модели непрерывного экологического образования и экологического воспитания всех участникой образовательного со-общества. О роли сетевого взаимодействия при реализации экологического образования в условиях профилизации школы с участниками семинара поделилась Светличная Людмила Валентиновна, заведующий ОДОД, учитель химии и биологии ГБОУ школа №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

  • Профориентационная практика учащихся 10 A и 10Б класса на базе Санкт-Петербургского Аграрного университета и в городском оздоровительном лагере на базе ГОБУ школы № 403

29.05.2023   

30.05.2023

31.05.2023

01.06.2023

02.06.2023

05.06.2023

06.06.2023

07.06.2023

08.06.2023

09.06.2023

  • Педагоги школы и учащиеся 10-11 классов приняли активное участие в работе образовательного проекта «Химия будущего: профильное образование в контексте современной науки» 20 ноября – 8 декабря 2023Проект включает профессиональную программу повышения квалификации для педагогов и профильную образовательную программу для старшеклассников. В проекте приняли участие учителя химии Панфилова Н.В. и Светличная Л.В.В состав команды старшеклассников вошли: Горбань Олеся и Морева Екатерина (учащиеся 11А класса), Миланова Дарья и Станкус Лидия (учащиеся 10А класса).  В рамках проекта особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности школьников на площадках крупных научных центров ведущих ВУЗов страны, в частности Санкт-Петербурга, а также вопросам подготовки педагогических кадров и поддержки молодых ученых.Получен старт профориентационного маршрута!  https://vk.com/wall-106031752_15397
С 01.11.2023 и 02.11.2024 в период осенних каникул состоялся интенсив обучения учащихся 11А класса химико-биологической подгруппы в рамках основной образовательной программы — основной программы профессионального обучения по профессии рабочего/должности служащего «Лаборант химического анализа»   — https://vk.com/wall-149313799_3699
— День Детских изобретений 17 января — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_3898
—   25 января 2024 года учащиеся 9 А класса ГБОУ школы № 403 приняли участие в традиционном и очень интересном дне науки и технологий, который ежегодно проводится на базе лицея №410 — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_3945
8 февраля День российской науки   — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_3999     и в начальной школе — картотека экспериментов ко Дню науки — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4004
15 февраля 2024 года на базе ГБОУ лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга , состоялась конференция «Паруса науки-2024»  —https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4035
28.02.2024 Состоялась XXIX открытая проектно-исследовательская конференция школьников «Царскосельские старты»  https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4067
1 отборочный тур конкурса Российская Школа Фармацевтов 2023/2024  05.02.2024 Первый этап — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4068
1 отборочный тур конкурса Российская Школа Фармацевтов 2023/2024  08.02.2024 состоялся Второй этап  — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4069
Ученица 11 А класс ГБОУ школы № 403 Горбань Олеся приняла активное участие в мероприятии «ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В СПХФУ: ИНТЕНСИВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОЛИМПИАДНЫМ ПРАКТИКАМ С УЧЕНЫМИ СПХФУ»   — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4072
IV региональная олимпиада «Знаний океан»  —  https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4083
2 марта в Гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга состоялась XIV межрайонная открытая проектно-исследовательская конференция младших школьников «В науку первые шаги» —    https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4084
СТАРТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЭКОПОКОЛЕНИЕ» — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4086
ЗАПОВЕДНЫЙ КВИЗ  4 марта на базе Первичного отделения Движения Первых школы № 403 прошел «Заповедный квиз» посвященный посвященный Всемирному дню дикой природы — https://vk.com/public149313799?w=wall-149313799_4100

13 мая 2024 года в рамках договора о совместном сотрудничестве была организована экскурсия в ФГБОУ ВО СПб ГПМУ Минздрава России для учащихся 10 и 11 классов химико-биологических подгрупп. Это мероприятие включало в себя несколько этапов.  Началось мероприятие с обзорной экскурсии по территории университета, которую провела студентка 1 курса ФГБОУ ВО СПб ГПМУ Лазуренко София.  Далее обучающиеся посетили кафедру «Анатомия человека» (руководитель Зайцева Анна Валерьевна). Знакомство обучающихся с внутренним строением человека было познавательным и интересным. На кафедре «Общей медицинской практики» под руководством заведующего Лисовского Олега Валентиновича отрабатывали навыки оказания первой помощи до прибытия медиков-профессионалов.
Совместное сотрудничество предусматривает как профориентационную работу с обучающимися, так и организацию углубленного изучения профильных предметов в рамках специальностей и направлений подготовки Университета.

18-19 апреля 2024 г. ежегодный открытый фестиваль «День Земли» ГБОУ школы № 403 Пушкинского района открыл двери для дошкольников ДО №1 «Теремок». В рамках сетевого взаимодействия проекта «Центр развития компетенций «PROэкология» ученики 3 Б класса Алиса Долгих, Маргарита Батюта, Илья Макаров и Колесникова Дарья с классным руководителем Бердниковой О.И. провели занятие для дошкольников «Если мусор разделять, может он полезным стать». Занятие началось с просмотра видеоролика «ЭкоАлфавит», который стал победителем на международном конкурсе «Здоровье планеты в твоих руках». Алиса Долгих, автор видеоролика, рассказала об экологических проблемах, которые тревожат всех живущих на планете. Ребята отгадывали загадки про мусор. Самым важным стала практическая часть занятия, где ребята определяли, что за мусор. Научились правильно сортировали мусор по группам. После сортировки, ребята увидели, что больше всего оказалось пластика. Видеорепортаж Ильи Макарова наглядно показал, какую катастрофу на планете может ждать, если мы не начнем правильно утилизировать пластик. В своем фильме Илья рассказал, что в Санкт-Петербурге есть завод по переработке пластика и рассказал, как правильно его сортировать и сдавать. В конце занятия ребятам подарили книгу-игру, разработанную учениками 3 Б класса под руководством учителя Бердниковой О.И. «Если мусор разделять, может он полезным стать». Надеемся, что в игре ребята научатся правильно сортировать и утилизировать мусор.

22.03.2024 года на базе ГБОУ школы № 77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга состоялась XXIV Региональная научно-практическая конференция школьников с международным участием «Балтийский регион в современном мире: вчера, сегодня, завтра». На конференции были представлены проектно-исследовательские работы учащихся 11 классов. Работы на конференции представлялись в форме доклада-презентации на одной из секций. Учащиеся нашей школы представляли свои работы на следующих секциях:

Секция № 2. «Здоровье человека»

  1. Горбань Олеся и Морева Екатерина с темой работы «Использование сырья кипрея узколистного в народной медицине» (руководители учитель химии Панфилова Н.В. и учитель биологии и химии Светличная Л.В., научный руководитель к. б. наук доцент кафедры защиты и карантина растений ФГБОУ СПб ГАУ Шапиро Я. С.)

Секция № 5. «Биология»

1.Платонов Глеб и Фёдоров Константин с темой работы «Особенности применения продуктов жизнедеятельности восковой моли (ПЖВМ (руководители учитель химии Панфилова Н.В. и учитель биологии и химии Светличная Л.В., научный руководитель к. б. наук доцент кафедры защиты и карантина растений ФГБОУ СПб ГАУ Сергеева О. В.)

2.Литвиненко Илья, Цой Артур, Евстигнеева Кристина с темой работы «Биологическая эффективность полифункциональных комплексов на основе штаммов BACILLUS SUBTILIS и салицилата хитозана при возделывании пшеницы». (руководители учитель химии Панфилова Н.В. и учитель биологии и химии Светличная Л.В., научный руководитель к. б. наук доцент кафедры защиты и карантина растений ФГБОУ СПб ГАУ Колесников Л.Е.)

23.03.2024 года, в субботу состоялось награждение участников, призеров и победителей конференции. Учащиеся ГБОУ школы № 403 стали призерами II и III степени. По итогам работы на конференции одним из партнёров конференции – Научно-производственным объединением ЗАО «Крисмас+» —  ГБОУ школа № 403 была награждена сертификатом на сумму 7 000 (семь тысяч рублей) за высокий уровень подготовки участников конференции.

19 марта в рамках Недели высоких технологий и техно-предпринимательства (НВТиТ) – масштабного сетевого проекта, ежегодно объединяющего сотни школ Российской Федерации, в школе прошла увлекательная лекция кандидата сельскохозяйственных наук Кононенко Анны Николаевны «Биотехнология, ее возможности.».
В качестве внимательных слушателей выступили обучающие 9-х,10 и 11-х классов и гости из 604 школы Пушкинского района.

20.03.2024 в рамках НВТиТ в школе состоялся практико-ориентированный трек в естественнонаучной области.

Используя материалы «Урока под ключ «Ароматные приключения», учителя химии Панфилова Наталья Владимировна и Светличная Людмила Валентиновна объединили учащихся в 9-11 классов в разновозрастные команды для совместной деятельности, сочетающей освоение и обобщение теоретических основ химико-биологических аспектов в сочетании практико-ориентированным технологическим подходом. Пять команд, в составе каждой были 2 ученика 9-х классов и по 1 ученику из 10 и 11 классов, получили эфирно-масленичные гидролаты из природного сырья: лимона, апельсина, бадьяна, гвоздики, лаванды. Полученные новые знания, умения позволят ребятам использовать в новых исследованиях.

21.03.2024 состоялось учебное занятие в 7 классе — модуль «Плесневые грибы».
Ученики 7 класса говорили о жизненном цикле грибов, их важности в экосистеме как деструкторов, а также о том, как некоторые виды плесени находят применение в производстве лекарств – например, антибиотиков. Провел урок учитель биологии и географии Филиппов Виктор Викторович.

22 марта в  в школе состоялось яркое, 2-х часовое событие в формате калейдоскопа. Наши партнеры – преподаватели Ружьев Вячеслав Анатольевич и Антипов Алексей Владимирович, студент 4 курса ФГБО ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Амосов Александр, провели лекцию и мастер-класс. В качестве внимательных слушателей выступили обучающие 9-х,10 и 11-х классов.

20 марта в школе прошел увлекательный урок в 4 классе на тему «Бионика». Урок провела учитель биологии Харламова Людмила Алексеевна, в качестве тьютора выступила ученица 10 класса Прокофьева Анна.

 

ОТКРЫТИЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ «PROЭКОЛОГИЯ»

 

27 октября 2023 в ГБОУ школе № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга состоялось открытие Центра развития компетенций «PROэкология». Основная идея проекта заключается в создании инновационной образовательной экосистемы в естественно-научной области знаний, где центральным компонентом является современное оснащение химико-биологический класс. На открытии Центра присутствовали представители администрации Пушкинского района, Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, ГБУ дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов Информационно-методический центр Пушкинского района Санкт-Петербурга, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга, ГБДОУ детского сада № 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга, учителя и родители ГБОУ школы № 403. С приветственным словом выступила и.о. начальника отдела образования Шельмина Инна Юрьевна, с докладом «Экологическое образование/воспитание в школе Вчера Сегодня Завтра» выступила директор ГБОУ школы № 403 Панфилова Наталья Владимировна, театральная студия «Хамелеон» представила экологический спектакль «Вовка в Тридевятом царстве». Гости посетили экологические треки, которые подготовили учителя и ученики нашей школы: «Влияние бактерий на продукты питания», «Географическая Одиссея: исследование мира с приборами», «Оптические явления», «Микроскопическое изучение бактерий». На треках было продемонстрировано оборудование, приобретенное на средства гранта. Центр развития компетенций «PROэкология» даст учащимся практико-ориентированное обучение через все ступени образовательного процесса по формуле сетевого взаимодействия: «ДОУ + Школа + СПО + ВУЗ + Партнеры»; способствует формированию и развитию компетенций естественнонаучной грамотности на всех ступенях обучения; повысит уровень качества образования; у учащихся появится возможность ранней профориентации и профессиональных проб.

27.10.23 в школе в рамках открытия центра компетенций «PROэкология» прошло захватывающее мероприятие — «Географическая Одиссея» в лаборатории  «Тайные тропы на планете». Это был незабываемый опыт, который позволил нашим ученикам познакомиться с новым оборудованием и датчиками для исследования мира вокруг нас. Ребята отправились в захватывающее путешествие, где познакомились с новыми технологиями и оборудованием, которые помогут им лучше понять нашу планету. Один из главных акцентов мероприятия — это знакомство с новым оборудованием и датчиками. Ученики получили доступ к современным географическим инструментам:

— GPS-навигация: изучили, как использовать GPS для определения местоположения и навигации. Это навык, который пригодится не только в географических исследованиях, но и в повседневной жизни.

— Датчики экологических параметров: познакомились с датчиками, которые измеряют параметры окружающей среды, такие как температура, влажность, качество воздуха и другие. Эти данные могут использоваться для мониторинга экологической ситуации в нашем регионе. Мероприятие «Географическая Одиссея» дало возможность погрузиться в мир географии и экологии, а также научиться использовать современные инструменты для исследования окружающей среды. Это ценные навыки, которые помогут ученикам в будущем, будь то научные исследования, работа в сфере окружающей среды или просто личное понимание и уважение к нашей планете.

В лаборатории «Физика для всех» прошло открытое занятие по оптическим явлениям, при проведении которого использовались два набора оборудования из комплекта для кабинета физики, приобретенных на средства гранта — «Оптические явления» и «Мыльные пузыри». Были представлены различные опыты — от совсем простых до достаточно сложных, требующих дополнительной подготовки, так же участникам были предложены различные варианты повторения экспериментов в домашних условиях.
Целевой аудиторией данной лаборатории являются обучающиеся начальной и средней школы — приобретенное школой оборудование подходит как для знакомства с предметом физики, так и для проектно-исследовательской деятельности на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
Началом занятия стало небольшое теоретическое введение, где были даны понятия свет, отражение, преломление, дифракция света, дисперсия света и интерференция света. Так же ребята узнали о корпускулярно-волновой природе света.
Сначала ученикам было предложено изучить оптические явления, используя набор оборудования «Свет и цвет».
Проводились следующие опыты:
1) Геометрическая оптика. Особенности распространения света, законы отражения и преломления. Использовались светодиоды, лампа накаливания, зеркало, линза в оправе, кювета с водой, краски и белый экран для проецирования.
2) Поглощение света. «Как просветить свою руку». Использовался красный светодиод.
3) Волновая оптика. «Получение спектра». Использовались лампа накаливания, светодиоды и дифракционная решётка.
Затем ученики под руководством педагога разбирались в таких явлениях как дифракция и интерференция в различных средах, используя набор оборудования «Мыльные пузыри».
Проводились следующие опыты:
1) Пузыри, плёнки и свойства водной поверхности. Использовались круглая кювета, концентрат мыльных пузырей, глицерин, стаканчики, трубочки и проволочные рамки для создания самих пузырей.
2) Создание минимальной поверхности. Использовались проволочные рамки форм: гибкая рамка, цилиндр, куб, пирамида.
Соединяя возможности обоих наборов, в лаборатории провели опыт с дифракцией света на тонкой мыльной плёнке. Использовались лампа накаливания, мыльный концентрат и проволочные рамки.
Ребята из третьего, седьмого и десятого классов изучили оптические явления на практике, проверили волновые свойства света, получили научный опыт в рамках курса физики на примере простых и интересных опытов, что является элементом ранней профориентации и профилизации, а также дальнейшей заинтересованности детей (особенно из начальной школы) в изучении предмета «Физика».

В лаборатории «Тайны жизни» главной целью открытого занятия было привлечь внимание к правильному мытью рук, ведь это самый эффективный профилактический способ защитить себя от заболеваний.

Работа проводилась командой учеников пятого и десятого класса.

Использовалось новое цифровое учебно-лабораторное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цифровой USB микроскоп 500X — CS02.

В ходе работы ученики выяснили: что представляют собой бактерии, каково их видовое разнообразие, установили штаммы каких бактерий были обнаружены в процессе исследования и к каким заболеваниям они могут привести. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе химико-биологического класса.

Работа с использованием нового лабораторного оборудования позволяет исследовать разнообразие микроорганизмов, рассмотреть особенности организации различных их штаммов (вирусы, бактерии, грибы), их роль в природных процессах и значение для человека, обучить методам и приемам научно-исследовательской работы.

Подробно и внимательно обучающиеся изучают методику бактериологического исследования, что послужит первым шагом к профессии микробиолога, инфекциониста, врача.

27 октября 2023 года в нашей школе прошло масштабное мероприятие — открытие Центра развития компетенций «PROэкология».  Цифровая передвижная лаборатория для начинающих в пространстве «Очевидное и вероятное» расположилась в холле 3-его этажа. С помощью нового оборудования, закупленного в рамках гранта Правительства Санкт-Петербурга для оснащения химико-биологического класса ребята и гости со-бытия научились анализировать микроклимат в помещении: замерять температуру, влажность, освещённость, уровень шума.  Все желающие ознакомились с возможностями полевых цифровых лабораторий «Экология» и «Биология». Интерфейс программного обеспечения оборудования был понятен, и участники смогли оценить графическую интерпретацию работы датчиков лаборатории. Особый интерес у аудитории вызвал цифровой микроскоп, с помощью которого можно выводить изображения микрообъектов на большой экран. На примере биологического объекта — осы, ребята изучили строение перепончатокрылых насекомых.

Представители волонтёрского движения нашей школы рассказали о проекте «Зелёное счастье в каждый дом» и предложили гостям взять рассаду кактусов для разведения в домашних условиях.

В «Чудо лаборатории» была представлена практическая работа по микробиологии «Микроскопическое изучение бактерий-возбудителей молочнокислого брожения» с использованием нового оборудования и наборов для проведения экспериментов по микробиологии (микроскопы с осветителем, предметные и покровные стекла, капельницы с водой, пипетки, препаровальные иглы, пинцеты, спиртовки, иглы-петли микробиологические, растворы красителей (фуксина или метиленового синего).

Целью работы было ознакомиться с методами исследования бактерий-возбудителей молочнокислого брожения и приобрести умения и навыки в изготовлении микропрепаратов. При этом объектами исследований были взяты продукты молочнокислого брожения (простокваша, йогурт, квас, сметана и огуречный рассол).

Вначале занятия детям и гостям мероприятия было предложено погружение в мир микробиологии через просмотр видеоматериала о значении молочнокислых бактерий в жизни человека с использованием электронной сенсорной панели. Затем учащиеся 11 А класса разделились на две группы, одна из которых проводила изучение молочнокислых бактерий в живом состоянии (прижизненное исследование), вторая – на окрашенных мазках (исследование в окрашенном состоянии). Ребята показали свои умения и навыки в приготовлении препаратов и продемонстрировали гостям и участникам мероприятия существование микромира, используя микроскоп.

В итоге участниками эксперимента был сделан вывод, что микроорганизмы, или микробы, (в нашем случае – это молочнокислые бактерии) действительно микроскопических размеров, и невооруженный глаз человека не способен увидеть этих «живых зверьков», зато микроорганизмы стали неразлучными спутниками человека, его верными помощниками и коварными врагами. Ребята получили огромный научный опыт в рамках профориентационного обучения элективного курса «Микробиология».